nathalie_zh (nathalie_zh) wrote,
nathalie_zh
nathalie_zh

Categories:

Париж. Музей Антуана Бурделя (Musée Bourdelle)

Музей замечательного французского скульптора Эмиля Антуана Бурделя (Emile Antoine Bourdelle, 1861 - 1929)  находится в 15-ом округе Парижа на улице, носящей его имя - rue Antoine Bourdelle, в доме № 18.



Музей, открытый в 1949 году, состоит сегодня из комплекса помещений, выросших вокруг сохраненных дома и сада, где скульптор жил и работал, начиная с 1885 года. В залах музея представлена значительная коллекция гипсовых, бронзовых и мраморных работ Мастера.



Но сначала я коротенько изложу его биографию, перечислив самые известные работы, как бы предвосхищая нашу прогулку по музею, создание которого в свое время было сопряжено с определеными трудностями.

Итак, Антуан Бурдель родился в 1861 году на юге Франции, в городе Монтобане. Происходил он из простой семьи. Его художественные способности проявились довольно рано и в возрасте 15 лет он получил от муниципалитета родного города спепендию и был направлен на учебу сначала в Школу изящных искусств в Тулузу (1876 -1884), а потом и в Париж (1884 - 1886). Однако, система классического художественного образования сильно тяготила его и он решил оставить Школу и начал искать свой собственный творческий путь. Он работал в мастерских таких известных скульпторов как Фальгьер и Далу, а потом судьба свела его с Роденом.

В мастерской Родена Бурдель прошел путь от ученика до помощника, при участии которого создавались многие известные произведения Родена, например, "Граждане города Кале", памятник Бальзаку и другие. Их сотрудничество продолжалось много лет с 1893 до 1908 года. В период работы у Родена он стал совершенствовать собственный стиль и получать первые официальные заказы. Так в 1895 году его родной город делает ему заказ на создание памятника жителям департамента Тарн-и-Гаронна, погибшим во франко-прусской войне 1870 - 1871 гг. (В 1902 году «Памятник павшим» был открыт на центральной площади Монтобана); в 1900 году создает маскароны и барельефы для музея Гревен по заказу его директора. В 1905 году проходит первая персональная выставка Антуана Бурделя, где были представлены  39 скульптур, а так же его рисунки и живопись.

В 1908 году в поисках собственного пути Бурдель ушел из мастерской Родена. С 1909 году Бурдель начинает преподавать в Академии Гранд Шамьер (la Grande Chaumière). Среди его учеников такие имена как Вера Мухина, Иван Шадр, Альберто Джакометти, Жермен Ришье, Виейра да Силва...  В период 1910 - 1913 принимает участие в проектировании, скульптурном и художественном оформлении Театра Елисейских Полей. Увлечение Бурделя искусством Древней Греции вдохновили его на создание таких произведений, как "Геракл, стреляющий из лука" (1909), "Пенелопа" (1909 - 1912), "Сафо" (1924 - 1925). В 1920-е годы Бурдель приобрел мировую славу. Его выставки проходят в ряде стран Европы, а так же в Японии и США. В период с 1919 по 1929 он создает такие монументальные памятники как "Франция", установленная 1925 году на терассе Токийского дворца в Париже;  памятник национальному герою Аргентины генералу Альвеару, открытому в Буэнос-Айресе в 1926 году;  памятник польскому поэту Адаму Мицкевичу, установленному в Париже в 1929 году, всего за несколько месяцев до смерти скульптора.





Еще при жизни Бурделя стала очевидна необходимость создания музея, где были бы собраны и сохранены труды всей его жизни. Что бы такой музей был создан, он решил последовать примеру Родена и завещать свое творческое наследие государству. Он очень хотел, что бы музей был создан здесь, в мастерской, где он жил и работал с 1885 года. В течении 1928 года он создает несколько проектов помещений музея, где каждая скульптура нашла бы свое место. Однако, власти Парижа не принимают этот дар и при жизни Бурделя создание музея так и не началось. Хранительницами наследия Мастера - его скульптур, сотен эскизов, моделей, картин, рисунков, архивов и документов, в течении многих лет были жена и дочь  Бурделя, которые верили, что музей все-таки будет создан.

В 30-х годах этот участок с домом, садом и мастерской должен был быть отдан под новую застройку.  Но меценаты Коньяк-Жей выкупают у города этот участок и вся коллекция остается в целостности. И только в 1949 году при активной поддержке директора Академии Изящных искусств Ивон Бизардель (Yvon Bizardel) город Париж принимает в дар мастерскую, сад, а так же 800 скульптур, 200 картин и пастелей, 1000 рисунков, рукописи, фотографии и другие документы. В июле 1949 года музей был открыт. Сначала это была лишь небольшая выставочная галерея, но со временем музей прирос помещениями. В 1961 году, к 100-летию Антуана Бурделя, был открыт Большой зал, а в 1992 году экспозиционные площади были расширены за счет подземных помещений. В завершении отмечу, что как во многие другие музеи, принадлежащие городу Парижу, вход в музей Бурделя бесплатный.

Итак, пройдемся по музею. В Большом зале находятся большие гипсовые модели скульптур, памятников и их фрагментов....



"Умирающий Кентавр" (1914)


"Франция" (1922-1925). Скульптура создана в память о жертвах Первой Мировой войны.


"Сафо" (1887-1925)


"Геракл, стреляющий из лука" (1906-1909)


"Мать и дитя" (1912)


Фриз Театра Елисейских полей "Апполон и музы" (1910 - 1913)


Конный памятник генералу Альвеару (1913 - 1926)


и фигуры, входящие в состав памятника, которые символизируют Победу и Красноречие


Силу и Свободу...


Фрагмент памятника Адаму Мицкевичу


Большой зал с мастерской Бурделя и домом связывает галерея, где тоже представлены работы Мастера.



"Карпо за работой" (1909)


Фрагменты барельефов Театра Елисейских полей - "Комедия"


"Музыка"


В саду, среди зелени бронзовые фигуры смотрятся очень живописно


Скульптурный портрет Родена


"Купальщица на корточках" (1906 - 1907)



"Плод" (1902-1906)




В нижних залах можно увидеть фрагменты скульптурных копозиций Мемориала воинам и защитникам Тарн-и-Гаронна 1870-1871 (1893 - 1902), памятника Адаму Мицкевичу (1908-1928), скульптурного портрета Бетховена, оформленных как бы в процессе работы над ними....







Памятник Мицкевичу





Бетховен





Здесь можно так же познакомится с рядом фотодокументов и увидеть инструменты, которыми работал Бурдель


Еще одно помещение отведено под небольшие модели скульптур







Портрет Родена



Портрет Анатоля Франса



Макет здания Театра Елисейских Полей



Фрагменты работы над барельефами театра....



снова сад







А вот теперь можно зайти в мастерскую Бурделя. Здесь сохранены вещи, которыми пользовался в своей жизни Антуан Бурдель













А в соседней комнате, что-то вроде обучающей экспозиции, где можно увидеть как поэтапно происходит моделировка скульптуры, посмотреть познавательный фильм...







А так же узнать о различных матермалах, с которыми работают скульпторы и какими при этом пользуются инструментами...



Вот, в принципе мы и обошли весь музей... И на последок еще несколько фотографий сада...





Башня Монпарнас совсем рядом...




и улица Бурделя



Намного больше фотографий из Музея Бурделя у меня в альбоме на ЯФ - http://fotki.yandex.ru/users/rona68/album/164018
Если кого-то интересует, то у музея есть сайт - http://www.bourdelle.paris.fr/fr

Кстати, совсем не далеко от Музея Бурделя находится и пассаж Марии Васильевой с музеем Монпарнаса

А все мои предыдущие прогулки по парижу можно посмотреть здесь.

Tags: Бурдель, Зарубежье, Музеи, Париж, Фоторепортаж, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments