?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаю свои прогулки по Петербургу. Сегодня рассказ о новом интерактивном музее - "Петровская акватория", который представляет собой исторический театр-макет, посвященный истории возникновения Санкт-Петербурга и зарождения российского флота.



Здесь на большом макете представлены наиболее значимые достопримечательности Петербурга и пригородов (в том числе и утраченные), в том виде, как они выглядели в середине XVIII века.



Пару лет назад, будучи в Петербурге, я посетила интересный интерактивный музей-макет "Гранд Макет Россия", где представлена вся наша страна от Калининграда до Дальнего Востока.  И вот с сентября 2014 года в Петербурге заработал еще один музей-макет "Петровская акватория". Его экспозиция которого полностью посвящена Петербургу восемнадцатого века. Здесь по гравюрам и материалам музейных архивов воссозданы старинные усадьбы, парки, дворцы, среди которых и давно утраченные, но существовавшие в те времена. Однако, здесь можно увидеть не только архитектурные ансамбли и ландшафт. Авторы макета попытались воссоздать картинки из жизни Петергурга того времени. Здесь много движущихся объектов - фигурки людей, кареты, корабли. Здесь происходит смена дня и ночи, а так же по ходу осмотра макета, меняются и времена года. А в центре макета расположено настоящее водное пространство, символизирующее акваторию Невы и Финского залива, где по воде ходят макеты кораблей петровской эпохи.

Поскольку я не большой знаток истории северной столицы, то при описании экспозиции, буду иногда буду прибегать к материалам сайта макета "Петровская акватория", выделяя этот текст курсивом.

Обзор макета начинается с зимнего Петербурга - с комплекса "Адмиралтейство".

На участке «Адмиралтейство» смешаны времена Петровской эпохи, царствования Анны Иоанновны и Елизаветинского времени. Мы видим каменное Адмиралтейство, перестроенное Коробовым в 1738 году, а до этого оно было мазанкового типа.



Зимний дворец Петра I, построенный Г.И. Матторнови и переделанный Д. Трезини в 1723 году.


Ночь над городом...






В зимнее время Петр Великий пользовался лодками и кораблями, пока Нева не покрывалась льдом, затем Петр продолжал катание на зимнем буере. Через застывшую Неву прокладывались санные дороги, такую дорогу вы видите от дворца Петра I до Петропавловской крепости.


Крещенские купания


Петропавловская крепость...

На участке "Петропавловская крепсть" на Государевом бастионе размещаются трубачи, которые по приказу Петра I с 11 часов должны были «публично упражняться». Это было придумано царем, дабы музыкантам «позорно было». Играли начинающие  музыканты неважно и часто ошибались, за что немедленно, здесь же поролись розгами. Эта простая учебная задача превратилась в итоге в ежедневный предполуденный концерт, заканчивающийся 12-часовым выстрелом из пушки, объявлявшим тишину или адмиральский час. Эта традиция сохранилась в нашем городе и по сей день.











Из зимнего Петербурга перемещаемся в весенний Кронштадт




В 1721году Петр I утвердил генеральный план крепости на острове Котлин. Он назвал крепость Кронштадтом. На острове строятся два дворца, архитектором предположительно является Доменико Фонтана, итальянец, дворцы построены в стиле итальянского барокко. Один из дворцов принадлежал Петру I, второй – А.Д. Меншикову. Для оснащения кораблей флота Петр I строит на острове бассейн и канал к нему из Финского залива, в дальнейшем канал получил имя Петра Великого.













Рядом с Кронштадтом расположен форт Кроншлот.
В 1704 году из Москвы прибывает инженер-фортификатор Доменико Трезини. Форт строился три года, строительство охранял двухтысячный отряд, состоявший их пехоты и конницы. В вооружении форта входило 46 пушек и одна мартира, калибром в два пуда. У форта показаны корабли российского флота под командованием вице-адмирала Крюйса «барражируют» против шведской эскадры адмирала Анкерштерна. Это произошло в апреле 1705 года. Шведская эскадра из 9 кораблей вошла в Финский залив и направилась к устью Невы. Путь ей преградили 5 российских кораблей и хотя по численности шведские корабли превосходили русские, после нескольких часов молчаливого противостояния шведская эскадра, не вступая в бой, развернулась и взяла обратный курс.

Перемещаемся теперь в Ораниенбаум


Вскоре после основания Петербурга, Петр I решил разделить земли по южному берегу Финского залива на несколько частей и подарить их своим сподвижникам. Так в этом месте появилось несколько усадеб, одна из которых – Ораниенбаум (нем. Oranienbaum — «померанцевое дерево»), принадлежала Александру Даниловичу Меншикову.

Здесь Меншиков распорядился поставить дворец и разбить парк.

Дворец Меншикова в Ораниенбауме был построен архитекторами Д. Фонтана и Ж.Б. Леблоном. В самом названии этого места – Ораниенбаум, есть что-то таинственное и неразгаданное.  Оранжевое или померанцевое дерево, в изобилии выращиваемое  в оранжереях Меншикова, дало название усадьбе. Померанцевые деревья выставлялись для украшения парадных приемов, внутри дворца и на террасах.














После смерти Петра I, хозяин усадьбы попал в опалу и не успел закончить строительство дворца.

С середины XVIII века начинается новая эпоха Ораниенбаума – эпоха Петра III. Императрица Елизавета Петровна учреждает в Ораниенбауме двор наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Петр III (сын одной из дочерей Петра I и голштинского герцога) воспитывался в Голштинии (историческая область в Германии) и в 1761 году  занял российской престол. Всё российское было ему чуждо, он любил военное дело и много времени проводил в обществе солдат. В своей новой резиденции он старался воссоздать свою малую родину, в Ораниенбауме начинается строительство, большой дворец перестраивается по проекту Ф. Б. Растрелли, здесь же для него была построена потешная крепость Петерштадт.




Во время дворцового переворота 28 июня 1762 года, устроенного  супругой Петра III - Екатериной, императорская гвардия вошла в крепость Петерштадт, разоружила голштинцев и выдворила их из России. Петр III был убит, а престол заняла его супруга – Екатерина II. Именно гвардию Екатерины можно увидеть на деревенской дороге в Петергофе, руководил ею Василий Суворов – отец знаменитого полководца Александра Суворова.

После смерти Петра III, Петерштадт поддерживался в первоначальном своем виде до конца правления Екатерины II. В начале XIX века все деревянные постройки в крепости были разобраны, а к середине XIX века от всей крепости сохранились лишь Почетные Въездные ворота и дворец Петра III.

Это единственные постройки Петерштадта, дошедшие до нашего времени.


Дворец Петра III


Почетные ворота



Рядом с крепостью представлена деревенская жизнь Ораниенбаума: огороды, сады, пчельник, сцена добычи мёда диких пчел, здесь представлена ферма, обеспечивавшая нужны крепости в продовольствии.







Теперь посмотрим на Петергоф

На макете представлена центральная часть Петергофа: от современного Петергофского шоссе до Финского залива. Большой Петергофский дворец, Верхний сад, Нижний парк, фонтаны - эта часть Петербургского пригорода за несколько столетий изменилась не значительно. На этом же участке макета представлен и дворец Монплезир, хотя в реальности он находится гораздо дальше. Дело в том, что площадь макета ограничена, но мы не хотели отказываться от Монплезира, поскольку он отличается своей красотой и относится к петровскому периоду. Таким образом, планировка Петергофа несколько искажена, чтобы показать наиболее интересные участки



Здесь же можно увидеть знаменитые петергофские фонтаны. Композицию держит Большой дворец, который представлен на макете по состоянию на середину XVIII века: центральная часть дворца,  кухонный корпус, гербовый корпус, церковный корпус.

Главная задача этого участка «Петергоф»: демонстрация жизни и развлечений знати XVIII века. Здесь представлены такие сценки, как игра в шахматы, фехтование, стрельба из лука, маскарад и танцы.  В центре представлена сценка бала. В Нижнем парке – маскарад, иллюминация и фейерверк на фоне финского залива.

Праздник, представленный в Петергофе, реально происходил в 1755 году. Устроен он был императрицей Елизаветой Петровной по случаю окончания строительства Большого Петергофского дворца.



















Монплезир включает в себя резиденцию императора, вспомогательные помещения, голландский садик и домик (это период начала строительства Монплезира).  Здесь представлена сцена, где Елизавета Петровна награждает монетой за хорошую службу караульного солдата. Этот солдат – будущий великий полководец Александр Суворов.






60 Приближаемся к Васильевскому острову


Васильевский остров на макете представлен в виде участка от Стрелки Васильевского острова до современной Кадетской (1-й) линии В.О., также рядом с этим участком представлен остров «Тучков буян».



В XVIII веке на стрелке Васильевского острова находился морской порт, а рядом с ним располагался Гостиный двор, аналогичный по своему виду современному Гостиному двору на Садовой улице в Санкт-Петербурге.

В порту представлены различные сценки разгрузки торговых кораблей, только что прибывших в Петербург. Здесь стоят и большие торговые корабли, и небольшие баржи, лодки, действующий погрузочный кран поднимает груз с корабля и переносит его на пристань. В порту находятся сторожевые будки, шлагбаумы, ведь товар нужно было охранять.





Рядом находится небольшой огороженный участок с двумя мельницами. Одна из них - мукомольная мельница и вокруг нее расположены сценки привоза зерна, взвешивания, погрузка мешков с мукой, груженые повозки. Вторая – мельница для деревообработки, внутри нее происходит распилка дерева, а на прилегающей территории идет процесс покраски досок, погрузки пиломатериалов. В начале строительства Петербурга мельницы действительно существовали на Васильевском острове, принадлежали они предприимчивому Александру Даниловичу Меншикову. Меншиков поставил их рядом со своей усадьбой и с их помощью производил товары не только для своих нужд, но и на продажу.



Большую часть макета Васильевского острова занимает Усадьба А.Д. Меншикова.


На самом же высоком месте Васильевского острова Меншиков и решил заложить свою усадьбу, территория ее достигала 12 Га. На макете весь участок от Дворца Меншикова на набережной до мельницы - это и есть территория усадьбы.

На территории усадьбы размещались не только Дворец и регулярный сад, украшенный кустами сирени, но и вспомогательное хозяйство: огороды, фруктовые сады, оранжерея, скотный двор, пастбища, конюшни. Не всё из этого удалось уместить на макете.





Нынешний Дворец Меншикова (сохранился до наших дней). Строительство началось с части дворца, обращенной к Неве. Затем к ней всё более пристраивались и пристраивались другие части, пока дворец не был окончательно готов.




На макете справа от Дворца Меншикова  располагается еще одно большое здание. Этот дворец задумывался и строился как резиденция Петра II. Меншиков мечтал выдать свою дочь Марию Александровну замуж за наследника российского престола Петра II, чтобы будущая императорская чета жила по соседству, но планам его не суждено было сбыться, Петр II умирает в 14-летнем возрасте, Меншиков попадает в опалу и Дворец превращается в казенный дом.


Здание Двенадцати коллегий расположено на берегу канала, практически вровень с одним из фасадов Гостиного двора и, таким образом, делит макет Васильевского острова на две части: Усадьба Меншикова и зарождающийся ансамбль Стрелки.




Здание Кунсткамеры и соответственно, Стрелка Васильевского острова (еще пока без Биржи и Ростральных колонн)


Корабли в акватории


Мы снова дошли до Адмиралтейства
На Адмиралтейских верфях показан спуск корабля на воду. Здесь могло строиться одновременно более 10 судов. В Адмиралтействе создавался корпус корабля, затем его отвозили в Кронштадт для дальнейшего оснащения.




Недалеко от Адмиралтейства находились склады для сушки леса. Лес сушился вертикально, по голландской технологии, поэтому остров, где находились склады, получил название «Новая Голландия». Рядом с островом находился голландский квартал, где жили семьи мастеров-корабелов. Здесь царил голландский уклад.





Нередко, осенью в Петербурге случались наводнения – сильный ветер преграждал невским водам выход  в Финский залив и разбушевавшаяся водная стихия сметала все на своем пути – строящиеся корабли, дома и людей. Когда наводнение заканчивалось, Петербург возвращался к своей прежней жизни: разбирались завалы, на месте снесенных домов строились новые.









Адмиралтейский луг занимал место, на котором сегодня располагаются  Александровский сад, Сенатская и Исаакиевская площади.



На адмиралтейском лугу устраивались праздничные гулянья, самым большим праздником зимы была масленица. Каких только игр и развлечений здесь не было: скачки на санях, кулачные бои, борьба за обладание снежной крепостью, гигантские ледяные горы, запуск фейерверковых снарядов и подкидные доски, взлетев с которой ты оказывался в стоге сена!  Праздник на Адмиралтейском лугу не прекращался целую неделю, и все жители Петербурга обязательно его посещали, ведь он был наполнен развлечениями.





Вот так мы и обошли весь макет. При том, что макет не очень большой по площади, но обошла я его не так уж и быстро. Очень интересно все было разглядывать. Особенно, какие-то жизненные сценки. Там есть кнопочки, которые их запускают в движение. Например, здесь на Масленице все двигалось - и люди, и качельки, и все это под народные песни...

Ну а теперь, когда уже есть представление о том, что это за макет, могу еще добавить информацию о "макете в цифрах":
Масштаб макета: 1:87; площадь макета 500 кв.м; более 1000 зданий; 305 метров дорог; 1000 транспортных средств, в том числе движущихся карет; 20 тонн воды; более 100 кораблей; 25 000 персонажей; 20 000 светодиодов.

В заключении скажу, что музей-макет "Петровская акватория" расположен в самом центре города, в торговом комплексе "Адмирал" - станция метро "Адмиралтейская". На этом, пожалуй, и закончу...

Мои прогулки по Санкт-Петербургу можно увидеть здесь, а ссылки на прогулки по знаменитым пригородам северной столицы я собрала здесь.

Posts from This Journal by “Петербург” Tag

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
sinanaleba
Jun. 25th, 2015 11:24 pm (UTC)
красиво, конечно. И прикольно. Но лучше на всё это посмотреть живьём.
nathalie_zh
Jun. 25th, 2015 11:30 pm (UTC)
Конечно же лучше все это смотреть живьем! Но для разнообразия можно и на макет посмотреть. Особенно на те сооружения, которые не дошли до наших дней. Как, например, крепость Петерштадт в моем любимом Ораниенбауме... :-)))
sinanaleba
Jun. 26th, 2015 12:15 am (UTC)
Даже не знаю, как признаться: ни в Питере, ни в его окрестностях я не была.
nathalie_zh
Jun. 26th, 2015 09:17 am (UTC)
Ну так тебе Питер все-таки не ближний свет, наверное.
sinanaleba
Jun. 26th, 2015 09:45 am (UTC)
Поездом, наверное, ок суток, но как-то не складывалось пока
nathalie_zh
Jun. 26th, 2015 10:41 am (UTC)
Сложится еще! Какие твои годы! :-))
sinanaleba
Jun. 26th, 2015 10:56 am (UTC)
Пока живу, надеюсь)
nathalie_zh
Jun. 26th, 2015 11:00 am (UTC)
И это правильно! :-)))
sergej_manit
Jun. 26th, 2015 01:15 am (UTC)
Всё больше и больше достраивают там! - я год назад смотрел, так и не узнать уже )
nathalie_zh
Jun. 26th, 2015 09:20 am (UTC)
Такие макеты имеют свойство развиваться. :-)) Там я слышала еще в планах сделать настоящий морской бой.
ronner_knip
Jun. 26th, 2015 09:11 am (UTC)
Очень хорошие фото, можно рассмотреть мелкие детали. Поразительно, какое мастерство исполнения! Я читала, что лучшие макеты делают вручную только из папье-маше, дерева и др. натуральных материалов. Только тогда это выглядит естественно и красиво.
nathalie_zh
Jun. 26th, 2015 09:40 am (UTC)
Я сама все время поражалась - как люди создают такие удивительные макеты?! Все ведь вручную делается. Сколько терпения, сколько труда!
far01
Jun. 28th, 2015 02:15 pm (UTC)
Какие классные макеты. Вот делают же люди. А не эти "инвестиционные" предложения из папье-маше за сотни тысяч бюджетных.
nathalie_zh
Jun. 28th, 2015 06:31 pm (UTC)
Согласна! Это такой своеобразный краеведческий музей.. Старый город как на ладони. Мне очень понравилась эта идея.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

псков
nathalie_zh
nathalie_zh

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars