nathalie_zh (nathalie_zh) wrote,
nathalie_zh
nathalie_zh

Category:

Псков. Выставка лицевого шитья XVI - XIX веков из собрания Псковского музея в Доме Массона

Не так давно у меня была публикация об одном из псковских памятников архитектуры начала XX века, построеных в стиле модерн - о Доме Массона. Как я уже говорила, в настоящее время там располагается Фондохранилище Псковского музея-заповедника. Псковское фондохранилище открыто для посетителей, т.к. ряд тематических фондовых коллекций, находится в открытом хранении.

Я, честно говоря, давно хотела туда попасть, но сделать это было не так-то просто. Для этого сначала нужно было заранее записаться, потом дождаться, когда на эту же дату запишется определенное количество человек (не меньше пяти) и тогда экурсия могла бы состоятся. И я даже по первости записывалась туда пару раз. Но поскольку на интересующие меня даты народ не набирался, то моя задумка до последнего времени так и оставалась не реализованной. Однако, в этом году ситуация изменилась. В честь 140-летия Псковского музея-заповедника и 10-летия со момента открытия фондохранилища для посетителей, которые отмечаются в этом году, в музее возобновили традицию сборных экскурсий, в том числе и по коллекциям Фондохранилища в Доме Массона. На нескольких таких экскурсиях я уже побывала. Так что впереди ряд публикаций, им посвященных.


И начну я этот цикл с рассказа о небольшой выставке предметов лицевого шитья XVI - XIX веков из собрания Псковского музея-заповедника, которая проходит сейчас в Доме Массона.





Прежде всего о том, что же такое лицевое шитье. Лицевое шитье - это вид декоративно прикладного искусства, широко распространенного в эпоху Древней Руси. Лицевым его называли потому что при таком виде вышивки изображался человек, его лицо и иногда окружающая его обстановка.

В Х веке Киевская Русь принимает от Византии христианство как новую официальную религию и одновременно с этим приобщается к визангтийской культуре. Наряду с фресковой живописью, иконами ткани являлись важным элементом убранства храма. Лицевым шитьем украшали облачения священнослужителей, церковные знамёна, завесы царских врат, пелены, надгробные покровы с изображением святых, покровцы, воздухи и т.д. Поэтому подавляющее большинство из сохранившихся памятников лицевого шитья имеют культовое предназначение.

Особым мастерством вышивания владели насельницы монастырей и вышивальщицы великокняжеских мастерских, во главе которых стояли в разное время великие княгини Софья Палеолог, Соломония Сабурова, царицы Анастасия Захарьина, Ирина Годунова и др., многие из которых и сами были прекрасными вышивальщицами. С XVI века начинают цениться изделия, выполненные в Строгановских мастерских.

В отличие от иконописания, вышиванием в русских мастерских занимались только женщины. Но кроме вышивальщиц в создании изделий участвовали и другие мастера. Например, художники, их называли "знаменщиками". Они наносили рисунок на ткань, т.е. "знаменили". Над большими произведениями могли трудиться несколько художников. Лицевые изображения писал иконописец; орнамент, называемый "травами", писал "травщик"; надписи - словописец.

Из тканей чаще всего использовали камку, тафту, атлас, нити - шелковые, серебряные и золотные (золоченое серебро). "Личное", то есть лицо и обнаженные части тела, вышивались шёлком, "доличное" - одежды, архитектура еще и серебряными, золотыми, золотными нитями, украшались драгоценными камнями.

Шитые произведения отличал сложный процесс их создания и стоили они очень дорого. Поэтому большие шитые изделия приравнивались к большим денежным вкладам, они составляли казну монастыря их берегли и хранили в ризницах.

В конце XVIII и в XIX веке при создании шитых образов всё чаще стали применять краски, которыми писали лик и руки. Искусство церковного шитья постепенно приходит в упадок и мало-помалу уступает свои позиции светской вышивке. И к концу XIX века светская вышивка практически полностью заменяет собой церковную.



Что же касается непосредственно коллекции предметов старинного лицевого шитья Псковского музея-заповедника, то она начала складываться в начале XX века. Благодаря трудам архиепископа Арсения (Стадницкого), человека высокой культуры и обширных знаний, в 1906 году в Пскове был создан церковный историко-археологический музей, в который стали поступать предметы старины, в то числе и лицевого шитья. Особенно активно коллекция (к тому времени уже Псковского археологического музея) стала пополняться в 20-е годы XX века во время повсеместного закрытия храмов. Но особо ценные памятники средневекового лицевого шитья были вывезены в Москву и Ленинград.

Во время Великой Отечественной войны ныне существующая коллекция, была вывезена в тыл, в г.Советск Кировской области и возвращена в Псков в конце 1945 года. В настоящее время в коллекции Псковского музея-заповедника насчитывается двадцать два памятника, пять из которых представлены на выставке.


Шитье. Троица. Благовещение. XVII век. Россия.


Пелена малая (голубая с жемчугом) с тремя сюжетами: "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Крещение". XVIII век. Россия.





Плащаница. Положение во гроб. 1596 год. (фото Псковский музей-заповедник)



Пелена малая. Благовещение. 1634 год. (фото Псковский музей-заповедник)




Пелена. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. 1656-1670 годы. и ее фрагменты.


(фото Псковский музей-заповедник)


(фото Псковский музей-заповедник)


(фото Псковский музей-заповедник)

Сама выставка проходит в выставочном зале Дома Массона в окружении псковских икон XV-XVI веков веков, которые были недавно отреставрированы специалистами Института имени И.Е. Репина Российской Академии художеств.




Икона "Спас на престоле в силах",  XVI  в.


Икона «Распятие», XVII в.


Икона "Праотец Авраам, царь Давид и Богоматерь", XVII  век


Икона «Пророки», XVI  в.




Икона "Святая Великомученица Екатерина с житием в 18 клеймах. Середина XVI  века.

Вот, пожалуй, на сегодня и все. В последующих частях я расскажу о коллекциях открытого хранения фондов в Доме Массона - о Золотой кладовой, о Геральдическом зале, о зале оружия, о коллекции самоваров и других. Так что продолжение следует...


Добавлю, что при написании этого поста я пользовалась материалами сайта Псковского музея-заповедника, а так же каталогом "Лицевое шитье XVI - XIX веков из собрания Псковского музея - заповедника", составленного старшим научным сотрудником Л.К. Бабининой..


Ссылки на все мои посты об экспозициях и выставках Псковского музея-заповедника можно увидеть здесь.


Tags: Выставки, Псков, Псковский музей-заповедник, Фоторепортаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments