nathalie_zh (nathalie_zh) wrote,
nathalie_zh
nathalie_zh

Category:

Псков. Выставка "Псковские староверы - хранители культуры Святой Руси" в палатах Постникова

Не так давно я рассказывала о выставке, посвященой 145-летию Псковского музея, которая проходит в Пскове в палатах Постникова. А сегодня речь пойдет о еще одной выставке, проходящей в залах этих средневековых палат. Она называется "Псковские староверы - хранители культуры Святой Руси". Выставка, посвященная духовной культуре и истории старообрядцев Псковской земли впервые проходит в Псковском музее-заповеднике.

IMG_20210813_131623.jpg

На выставке представлены старопечатные и рукописные книги старообрядцев, богослужебные предметы, иконы, предметы личного благочестия, а так же народная и моленная одежда конца XIX - начала XX веков. Так же здесь рассказывается о храмах местных староверческих общин, действовавших в Пскове в разное время. И, конечно, особое внимание на выставке уделено самим хранителям русских христианских обычаев - мастерам-старообрядцам: книгописцам, реставраторам, кузнецам, каменщикам, а также купцам-благотворителям и храмоздателям, духовным наставникам, собирателям древних книг и рукописей.



IMG_20210813_131124.jpg
Афиша выставки

Поскольку я мало что знаю о старообрядчестве вообще и о псковских староверах в частности, то в данной публикации я буду опираться исключительно на сопроводительную информацию к выставке, выделяя ее курсивом. Ниже я процитирую сопроводительный текст, составленный авторами выставки:

Выставка «Псковские староверы – хранители культуры Святой Руси» посвящена 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума (1620–1682) – выдающегося духовного писателя, одного из родоначальников российской словесности.

В прежние времена музей показывал лишь некоторые предметы, происходящие из мира русского старообрядчества, хранящего заветы отеческой старины. Но эти вещи, взятые отдельно, оказывались как бы «растворены» среди других экспонатов на выставках псковской иконы, народно-прикладного искусства и книжности. Между тем, произведения церковного искусства и предметы быта, созданные в старообрядческой среде, имеют важное самостоятельное значение, поскольку они творились как продолжение и развитие древнерусских традиций уже в новое время. Они свидетельствуют грядущим поколениям о прекрасном духовном наследии Святой Руси, о вечности ее христианских идеалов и непреходящем значении нравственных ценностей.

Ныне Псковский музей впервые представляет выставку, непосредственно посвященную духовной культуре и истории старообрядцев Псковской земли.

Выставка основана на материалах пяти фондовых собраний. Богатое книжно-рукописное наследие старообрядцев показано предметами из Древлехранилища Псковского музея, где сберегаются старопечатные книги и старобытные церковные рукописи, сохранившиеся в богослужебной практике Древлеправославной Поморской Церкви. Представлены некоторые апологетические сочинения староверов: «Сказание священнопротопопа Аввакума <…> о исповедании православныя веры и о церковных догматех <…>», богословский труд Тимофея Андреева «Щит веры» (1790 г.), гектографические издания Дионисия Батова рубежа XIX–XX вв. Многие рукописи украшены живописными миниатюрами, нарядными заставками и буквицами в Поморском и Гуслицком стиле.

Используются редкие фотографии храмов Покрова Богородицы, Козмы и Дамиана – памятников архитектуры Пскова, созданных в начале XX в. местными староверческими общинами, действовавшими на Завеличье и на Запсковье. В разные годы XX в. в четырех церквях Пскова проводились богослужения по старым обрядам. Теперь они совершаются в храме Николы от Каменной ограды.

Впервые в столь значительном объеме представлено старообрядческое медное литье трех сложившихся центров производства: Выга (Поморская традиция), Федосеевского согласия и Гуслиц. Это иконы, киотные и тельные кресты, складни разных видов.

Собрание старинных изделий из ткани показывает русскую народную и моленную одежду конца XIX – начала XX вв.

Хранение предметов из драгоценных металлов украшает выставку окладами икон с венцами и цатами, серебряными крестами, а также изящным окладом Евангелия.

Из хранения древнерусской живописи представлены иконы конца XVII–XIX вв., написанные в канонических традициях.

Особое внимание на выставке уделено самим хранителям русских христианских обычаев – мастерам-старообрядцам: книгописцам, реставраторам, кузнецам, каменщикам, а также купцам-благотворителям и храмоздателям, духовным наставникам, собирателям древних книг и рукописей. Показаны портретные образы староверов, выполненные иконографически в XVIII–XIX вв. и с помощью фотографии в XX в. Цельность натуры старообрядцев, их суровая благообразность и живое хранение традиций древнего мастерства, вдохновили художника П.П. Оссовского на написание картины «Псковские кузнецы Петр и Кирил», эскиз которой также представлен вниманию публики.

Преодолевая многочисленные трудности, гонения и притеснения, старообрядцы, благодаря своей внутренней духовной силе, сумели достойно сохранить свои убеждения, веру и традиции, и твердо противостоять чуждому внешнему давлению. По справедливому замечанию русского писателя В.Г. Распутина: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани».

Автор выставки – старший научный сотрудник Древлехранилища Псковского музея-заповедника А.Б. Постников.
Соавтор выставки – начальник исторического отдела Псковского музея-заповедника Н.В. Родникова.


IMG_20210813_131359.jpg

IMG_20210813_131346.jpg
Священномученник протопоп Аввакум. Москва. Последняя четверть XVII - начало XVIII вв. Москва, ГИМ.
репродукция с иконы


IMG_20210813_131321.jpg
Поморские отцы Даниил Викулич, Андрей Дионисович, Симеон Дионисович, Петр Прокопьевич, а так же инок Корнилий и инок Виталий. Выговский старообрядческий лубок, первая половина XIX века

IMG_20210813_131459.jpg

IMG_20210813_131506.jpg
1775 г. - 1808 г. - Обиходник с канонами и Синодик старообрядческий. Конволют. 164 л. (из собрания П.Д.Батова)
XIX в. (1820-е) - Сборник старообрядческий. 201 л. (из собрания П.Д.Батова)



IMG_20210813_131512.jpg
1798 г. - Книга о вере единой Христовой и прочих верах римской, латинской униятской и никониянской. Сборник составлен Андреем Матфеевым в 1798 г. (из книг Василия Николаевича Хмелинского)
1910 г. - [1913 г.] - Осьмигласник заупокойный и Синодик. Сборник из двух книг. (Из книг Сафоновской старообрядческой общины Невельского уезда)


IMG_20210813_131623.jpg
1790 г. - Андрей Тимофей (Серебренников). Щит веры. Место создания: Выг.

IMG_20210813_131640.jpg
Медаль юбилейная "Протопопу Аввакуму - 400 лет. Будьте стойки в вере своей, небоколебимы". 2020. Великий Новгород, Латунь

IMG_20210813_131714.jpg

IMG_20210813_131735.jpg
Катехизис великий. - Псков: Славянская типография при Свято Троицко-Никольской церкви. 1885

IMG_20210813_131726.jpg
1800-1810 гг. - Сборник житий псковских святых и воинских повестей. Рукописная книга. Псков
Голубев Константин, псковский миссионер-священник. Безпоповцы в Пскове // Истина. Кн. 61. Январь и февраль 1879 (7386) года. - Псков. Славянская типография, 1879.


IMG_20210813_131830.jpg
1914 (7422) г., марта 15. - Библия (Острожская). - Москва: Московская старообрядческая старопечатня, 1914

IMG_20210813_131819.jpg
1911 (7419) г. - Обиход крюкового знаменного пения. - Москва: Типография при Преображенском богаделеном доме, 1911
Факсимильное издание первым тиснением с Обихода поморского письма. Из книг Порфирия Алексеевича Михайлова (1894 - 1984)


IMG_20210813_131857.jpg

IMG_20210813_131920.jpg
Лестовка. кон. XIX - нач. XX вв. Россия. Бисер, ткань
Лестовка - уменьшительное от древнерусского слова лествица, т.е. лестница. Это приспособление для счета молитв.


IMG_20210813_131926.jpg
Коврик-подручник. н.ХХ в. Россия, ткань
Подручник - небольшой квадратный коврик (тонкая подушка) для рук и головы при совершении земных поклонов у старообрядцев.


IMG_20210813_131943.jpg

IMG_20210813_132049.jpg
Иконы, оклады икон XVIII-XIX вв. и Евангелия XVII в. (из собрания В. И. Хмелинского)

IMG_20210813_132132.jpg
Цата, вт.пол. XVI в. (происходит из церкви Успения от Парома, Псков).

IMG_20210813_132202.jpg
Русская народная и моленная одежда конца XIX – начала XX вв. (домотканный холст и льняное полотно домотканное. Вся одежда ручной работы)

IMG_20210813_132245.jpg
Мужской маникен одет в рубаху-косоворотку и порты мужские.

IMG_20210813_132237.jpg
Женское одеяние - платок, рубаха-стануха (т.е. нательная рубаха), сарафан "синяк" (т.е. сарафан из такни, крашенной синей краской), лапти.

IMG_20210813_132227.jpg
На детском манекене - рубаха-косоворотка, вышитая крестом, порты, пояс мужской, лестовка.

IMG_20210813_132417.jpg
1633 (7142) г., сентября 30 - Устав (Око церковное). Москва: Печатный двор, 1633, февраля 20. Издан в царствование Михаила Феодоровича, в патриаршество Филарета.
1890-е гг. - Поморские ответы на 106 вопросов синодального мессионера. Гектографированное издание. Тула, 1890-е гг.


IMG_20210813_132428.jpg
1781 г. - Псалтырь со возследованием. Гродно: Типография Королевская, 1781 г.
Кацея. ХХ в. Россия., медь, дерево (Кацея, кация, кацья - ручная кадильница в виде не глубокой плошки с горизонтальной ручкой...)


IMG_20210813_132605.jpg
1890-е гг. - Броня правды. Гектографированное издание. Тула, 1890-е годы.

IMG_20210813_132631.jpg
XVII в., первая половина - Ирмологий на крюковых нотах.

IMG_20210813_132654.jpg

IMG_20210813_134338.jpg

Именитые псковичи Василий Николаевич Хмелинский (1823 - 1899) и его зять Пётр Дионисович Батов (ок. 1850-1918) вели крупную оптовую торговлю, являлись гласными городской думы, имели чин коммерции советников, и за щедрую благотворительную деятельность провозглашены почетными гражданами Российской Империи. Каждый из них многое сделал для укрепления Псковская староверческой общины. На их средства строились и содержались моленные дома и храмы, духовные школы и богадельни. Они приобретали церковную утварь: старинные иконы и богослужебные старопечатные книги, которые использовались для духовных нужд общины. При их домах постоянно жили наставники, находившиеся на содержании купцов. В.Н. Хмелинский и П.Д.Батов организовывали местные съезды наставников для обмена опытом. Купцы были знатоками устава и знаменного пения, переписывали рукописи, спасали от уничтожения псковские древности. В собрании П.Д.Батова сохранились некоторые книги и гектографические издания его отца - известного старообрядческого писателя и издателя Дионисия Васильевича Батова (1825 - 01.11.1910), жившего в Туле.

IMG_20210813_133617.jpg

IMG_20210813_132442.jpg
Батов Пётр Дионисович (ок. 1850 - 1918). Фотограф М.И.Герасимов, Псков, 1913

IMG_20210813_133623.jpg

После объявления Государем Николаем II свободы вероисповеданий и отправление религиозных обрядов, Высочайшим Указом от 17 апреля 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости" дозволялось строительство старообрядческих церквей. Официальная государственная регистрация староверческих общин стала возможной после издания Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка", даровавшего "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Именно тогда в 1906 году в юго-западной части дворового участка купца Батова была построена из кирпича новая отдельная общественная моленная Поморского безпоповского согласия. Храм был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В дореволюционном путеводителе Н.Ф. Окулича-Казарина "Спутник по древнему Пскову", изданном в 1913 году, сообщается: "Моленная Поморского безпоповскаго согласия находится на Старо-Рижской улице при доме купца Петра Денисовича Батова и издали обращает внимание своим ярко горящим на солнце золотым куполом. Выстроена господином Батовым в 1906 году, а потому сама по себе не относится к числу древностей, но замечательна по богатейшиму собранию древних икон. <...> Кроме того, в самом доме г.Батова имеется особая домашняя моленная с редчайшими и драгоценными иконами. <...>" После революции решением псковского Губернского исполкома от 6 февраля 24 года Покровский храм при усадьбе Батова был изъят от старообрядцев, закрыт и обезглавлен.

IMG_20210813_133349.jpg

IMG_20210813_133608.jpg

IMG_20210813_133358.jpg

При усадьбах купцов Хмельницких возникли новые общественные моленные на Запсковье и на Завеличье. О существовании запсковской моленной сообщает Псковский единоверческий "миссионер-священник" Константин Голубев, издатель журнала "Истина" антистароверческой направленности, выходившего в Пскове в 1868-1886 годах.

В своей статье "Беспоповцы в Пскове" (1879 г.)  он пишет: "Главным руководителем почти всех псковских безпоповцев был во время оно псковский купец Николай Иванович Хмелинский, человек весьма благоразумный и по наружности своей весьма благообразный, об нём говорил Гавриил Назарьевич Хмелинский: что он был некогда крепостным человеком деревни Хмелёва или Хмелищи, лежащей между Островским и Новоржевским уездами, но по каким-то обстоятельствам, освободился от крепостной зависимости и сделался прежде псковским мещанином а потом и купцом, сначала второй, а наконец и первой гильдии, и коммерческими оборотами составил себе значительный капитал, приобрёл несколько домов в Пскове. Имел он трёх сыновей: Василия, Симеона и Ивана, которых при жизни своей оженил и разделил им в наследство имение свое. Николай Иванович Хмелинский пользовался громадным уважением, не только от псковских безпоповцев, но и от столичных Петербургских.  <...>  Благодаря покровительству могущественного Николая Ивановича Хмелинского, псковская молельная в самые трудные стеснительные времена пользовалась совершенною свободою. <...> После того как [в 1860 году] сгорела общественная молельня, псковские безпоповцы начали собираться для Богомоления на Запсковьи в доме своего покровителя Николая Ивановича Хмелинского, который несмотря на всё своё могущественное влияние не мог исходатайствовать дозволения для построения новой молельни."


IMG_20210813_133747.jpg

IMG_20210813_133752.jpg

Согласно "Памятным книжкам Псковской губернии" за 1911-1913 гг. и 1913-1914 гг. в Пскове на Запсковье по улице Лесной в доме № 13 располагалась Псковская община старообрядцев Поморского согласия. Наставником был Илларион Савельевич Харитоненко, проживавший при молитвенном доме. Председателем совета общины являлся купец Илья Иванович Булынников. По данным А.Н. Ефимова "после регистрации община решила основать на Лесной улице вместо моленной большой храм. В 1913-1914 годах по проекту архитектора А.А. Подчекаева рядом с моленной началось строительство уникальной и неповторимой церкви во имя святых чудотворцев Косьмы и Дамиана.

IMG_20210813_133546.jpg

Строительство велось на добровольные пожертвования, но из-за начавшейся Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской, растянулась на ряд лет. К 1918 году церковь была выстроена вчерне, без внутренней отделки. Это огромная церковь из красного кирпича создавала неповторимый облик всего Запсковья". В 1932 году древлеправославный храм Косьмы и Дамиана на Запсковье был изъят от старообрядческой поморской общины и постепенно снесен. Кирпич от разобранной кладки использовался для строительства бани и подстанции льнокомбината.

IMG_20210813_133504.jpg
Староверческий храм Козьмы и Дамиана на Лесной улице возвышается в левой части фотографии. Справа - церковь Богоявления с Запсковья.

IMG_20210813_133458.jpg

До 1950 года община восемь лет собиралась на богослужение в церкви Василия на Горке в центре города, а затем была переведена на Завеличье в храм Николы от Каменной ограды. Инициатива такого перемещения исходила от псковского отдела МВД. Его сотрудникам приглянулась церковь Василия на Горке как удобное и вместительное здание для помещения архива. Поддерживая такое намерение, Псковский Облисполком 18 марта 1950 года издал распоряжение № 143 об изъятии церкви Василия на Горке от староверческой общины и предоставление ей взамен другой церкви Николы от Каменной ограды на Завеличье.

С тех пор храм Николы Каменоградского на Завеличье является духовным центром староверов-поморцев города Пскова и Псковской области. Каменная церковь Николы от Каменной ограды была построена в первой половине XVI века при мужском монастыре "что на Изборской улице на Могилке (Могильнике)". Ныне она принадлежит к числу наиболее древних действующих старообрядческих церквей России, и является памятником истории и культуры общерусского значения.


IMG_20210813_133541.jpg


IMG_20210813_133843.jpg
Епифанов Макарий Аристархович (1894 - 1987)

Епифанов Макарий Аристархович (1894 - 1987) - один из крупнейших собирателей старопечатных и рукописных книг в ХХ веке, духовный наставник Псковской старообрядческой общины. Часть его книжного собрания поступила в Древлехранилище ИРЛИ и ГПБ. Фото 1970-х годов.

IMG_20210813_131259.jpg
Михайлов Порфирий Алексеевич (1894 - 1984)

Порфирий Алексеевич Михайлов (1894 - 1984) крестьянин старообрядец из деревни Тряпы Опочецкого района Псковской области. Коллекция книг из 56 единиц хранения приобретена псковским музеем от наследников П.А. Михайлова (дочери Елены Парфирьевны Кривцовой в 1986 году). Книги собирались несколькими поколениями крестьян Михайловых. В собрании есть рукописное Евангелие XVI века, нотные рукописи XVIII - XIX вв. Исключительно ценны издания первых русских печатников Андроника Невежи (Минея общая - М., 1600)  и Ивана Андрониковича Невежина (Триодь цветная. - М., 1604), а так же книги западно русских православных братств (Новый завет с Псалтирью. - Вильно: тип. Братства Святого Духа, 1596), Евангелие учительное воскресное Кирилла Транквиллиона. - Могилёв 1619 г. Сам Порфирий Алексеевич был писцом богослужебных книг в 1930 - 50-е годы. Он переписывал каноны, делал сборнички выписок о браке, о посте, о вине, о заповедях.

IMG_20210813_131238.jpg
Николай, псковский каменщик. Фото Б.С. Скобельцын, ок. 1960-е гг.

IMG_20210813_133703-1.jpg

IMG_20210813_133703-2.jpg

IMG_20210813_133714-2.jpg

IMG_20210813_131247.jpg
Каликин Федор Антонович, художник-реставратор. Фото Б.С. Скобельцын, 1959 г.

IMG_20210813_133658-2.jpg

IMG_20210813_133825.jpg
Псковские кузнецы Петр и Кирилл. Художник П.П.Оссовский. Эскиз. 1972.

IMG_20210813_133132.jpg
Псковский архитектор-реставратор В.П.Смирнов и его учитель по кузнечному делу Кирилл Васильевич Васильев.
Фото М.И.Семенов. 1967 г.


IMG_20210813_132713.jpg

IMG_20210813_132744.jpg
Иконы XIX  века

IMG_20210813_132804.jpg

IMG_20210813_132811.jpg

IMG_20210813_132821.jpg

IMG_20210813_132837.jpg

IMG_20210813_132854.jpg

IMG_20210813_132907.jpg
1914 (7422) - Сборник старообрядческий о лжеучителях, об антихристе, o не сообщении с еретиками, о бородобритии и табаке. - М.: Типография Преображенского богаделенного дома, 1914 г. (Из книг Сафоновской старообрядческой общины Невельского уезда)

IMG_20210813_132937.jpg

IMG_20210813_133056.jpg
1910 г. - Праздники (Певческая книга на двунадесятые праздники). Киев. Фото-лито-типография С.В.Кульженко, 1910

IMG_20210813_133001.jpg

IMG_20210813_133007.jpg
1930-е гг. - Праздники, на крюковых нотах - Писец Терентий Григорьевич Мишеников

Мишеников Терентий Григорьевич (1901-1976). Островская община. Находилась в деревне Острова III стана Порховского уезда. Из деревни Острова происходят рукописные нотные сборники крюкового знаменного распева, написанные в 1930-1950 гг. Терентием Григорьевичем Мишениковым - старообрядческом головщиком, списателем книг и проповедником. Вместе со второй женой Александрой Никитичной Ивановой (1914 г.р.) они были исполнителями духовных стихов и народных песен. В декабре 1983 года коллекция книг и рукописей T.Г. Мишеникова была куплена у его наследника Николая Петровича Иванова экспедицией Псковского музея-заповедника для Дрелехранилища. В коллекции насчитывается 42 единицы хранения. Это 6 рукописей, в том числе четыре певческих сборника, написанных рукой самого T.Г. Мишеникова, 30 старопечатных книг, 5 книг гражданской печати и 1 журнал.

IMG_20210813_133112.jpg
Мишеников Терентий Григорьевич, мастер доброписец певческих рукописей. Деревня Острова Шилинского сельсовета Порховского района Псковской области.

IMG_20210813_133720.jpg
Рижский кружок ревнителей старины (1927 - 1930)

IMG_20210813_133207.jpg
Выпуски староверческого исторического вестника "Родная старина", 1927-1930 гг; а так же "Альбом старинных русских узоров" (Заволоко И.Н., Рига, Саламандра, 1929)

IMG_20210813_133930.jpg
Кресты нательные XV - XX вв.,

IMG_20210813_134027.jpg
Икона литая "Господь Вседерждитель", XIX в.

IMG_20210813_134054.jpg
Кресты, ХХ в.

IMG_20210813_134118.jpg
Крест "Распятие", ХХ век.

IMG_20210813_134201.jpg
Складни, литые иконы (XIX - XX вв.)

IMG_20210813_134243.jpg

Вот на этом я и закончу свой рассказ об этой интереснейшей выставке, напомню лишь, что
текст, выделенный курсивом - © Псково-Изборский объединенный музей-заповедник

Tags: Выставки, Двор Постниковых, Псков, Псковский музей-заповедник, Фоторепортаж
Subscribe

Posts from This Journal “Выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments