nathalie_zh (nathalie_zh) wrote,
nathalie_zh
nathalie_zh

Categories:

Выставка произведений Родена в Петербурге (часть 3). Бальзак

На выставке представлено еще одно замечательное произведение Родена, которое никак нельзя обойти вниманием. Это памятник Оноре де Бальзаку - великому французскому писателю, автору бессмертной "Человеческой комедии".



В 1891 году Общество литераторов заказывает Родену памятник Бальзаку, который по договору должен быть закончен к весне 1893, т.е. времени у Родена было всего полтора года. Роден высоко чтил Бальзака и очень серьезно погрузился в работу.



Он собирает и анализирует все прижизненные изображения Бальзака, которых крайне мало. С Бальзака по какой-то причине не было снято посмертной маски, которая могла существенно помочь в достижении портретного сходства. В поисках людей, похожих на Бальзака, скульптор едет в Турень - родные места писателя, и действительно находит там несколько человек. С кого-то он делает маски, кто-то служит ему моделью для большого бюста.

Для более глубокого понимания писателя Роден перечитывает не только его произведения, но и то, что написано о нем. Неутомимый в своих поисках он находит в Париже старого портного Бальзака, у которого заказывает брюки и жилет по его меркам и уже используя эту одежду лепит новый эскиз.

Он делает несколько различных вариантов памятника - Бальзак в монашеской рясе, несколько вариантов обнаженного Бальзака, но не доволен результатом своего труда. Ему мало портретного и физического сходства. он хочет, что бы его Бальзак прежде всего воплощал собой великого мыслителя. И поэтому ищет, ищет, ищет...

Но такая погруженность в тему требует от Родена больших физических, эмоциональных и временнЫх затрат. Он срывает сроки договора, чем вызывает крайнее недовольство членов Общества литераторов.

Сделанные Роденом многочисленные этюды навели его на мысль изобразить Бальзака в домашнем халате. Для этого он по-новому переработал один из своих набросков, выполняет по нему несколько обнаженных фигур, которые драпируются по его указанию тканью на разный манер, а потом эти куски материи закрываются влажным гипсом, образовывая жесткую мантию. Что бы добиться желаемого результата Роден делает более тридцати эскизов и фигур.



В 1898 году Роден представил в Салон окончательный вариант статуи Бальзака. Но современники Родена оказалась не готовы принять результат многолетнего творческого поиска скульптора, который в таком виде изобразил великого писателя.  Общество литераторов от этого памятника отказалось, передав заказ другому скульптору. Посетители Салона откровенно потешались "на этим господином в мешке", а газеты пестрели язвительными статьями, объявляя памятник Бальзаку самой большой неудачей Родена.



Тяжело переживая такое негативное отношение к своей работе, Роден забрал статую из Салона, решив, что выставлять ее больше нигде не будет. Однако волна споров между ругавшими и восхищавшимися памятником Бальзака, делала Родена все более известным. Из заграницы ему поступило несколько предложений о покупке и отливки "Бальзака" в бронзе. Но он ответил отказом, т.к. хотел, что бы первая отливка осталась во Франции.



Но при жизни скульптора памятник так и не был отлит в бронзе, не говоря уже о его установке. Он был установлен в Париже лишь 1939 году, т.е. через 22 года после смерти Родена и через 40 лет после его создания.


На выставке представлены так же варианты памятника Бальзаку.

"Бальзак в монашеской рясе". Эта скульптура, датируемая 1893 годом является одним из наиболее законченных изображений Бальзака. Он одет в монашескую рясу. Как писал Альфонс де Ламартин,Бальзак "представал всегда одетым в длинную рубаху из белого кашемира, скроенную на подобии монашеской рясы и перехваченную шелковым поясом на талии". Портрет Бальзака работы Луи Беланже, созданный в 1837 году, изображает его как раз в таком одеянии. Роден решил здесь изобразить Бальзака человеком, умудренным знанием, окруженным своими литературными произведениями.





Этот этюд, представляющий Бальзака в позе борца, не понравился комиссии по сооружению памятника Бальзаку, которая потребовала от родена представить другой вариант.



Натурщиком для этой работы Родену послужил ярморочный борец из Турени, который обладал телосложением, похожим на бальзаковское. Роден делает с ним более 50 этюдов, среди которых и представленный здесь этюд.... Роден изначально хотел изобразить Бальзака в середине жизни, в период расцвета творчества. Этот этюд мощного тучного мужчины был сделан относительно рано - в 1893 году. Масса металла между ног персонажа - это остатки скульптурно неоформленной глины.





Роден делает восемь этюдов головы Бальзака, прежде чем остановиться на этом варианте, который датируется 1897 годом.



Вот такая история.

Предыдущие части рассказа о выставке в Петербурге:
Часть 1. Скульптура в павильоне Атриум. Фрагменты "Врат ада" и другие скульптуры.
Часть 2. Граждане Кале.

Tags: Выставки, Петербург, Роден, Фоторепортаж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments