nathalie_zh (nathalie_zh) wrote,
nathalie_zh
nathalie_zh

Categories:

Москва. Выставка Модильяни в ГМИИ им.Пушкина (апрель 2007)

Еще одним культурным мерприятием, которое было запланировано в эту московскую поездку помимо посещения Андронникова Новоспасского монастыря, было обязательное посещение музея изобразительных искусств им.Пушкина и проходившей в нем в то время выставки работ Амедео Модильяни.



Это первая выставка Модильяни в нашей стране, включая и период СССР. Более того, в российских музеях вообще нет его картин, за исключением двух рисунков, хранящихся в фондах ГМИИ им.Пушкина. А тут сразу представлены тридцать его картин и 27 рисунков. Не говоря уже о фотографиях, письмах и различных документах... Поэтому интерес к выставке был очень велик и нам пришлось отстоять довольно большую очередь, что бы встретиться с Модильяни.





Когда очень много лет назад я в каком-то журнале  впервые увидела его  "ню", то они произвели на меня сильное впечатление. Мне захотелось узнать по-больше об этом художнике. Читала о нем все, что удавалось найти.
Очерк А.Ахматовой "Амедео Модильяни", воспоминания о нем Ильи Эренбурга, художницы Маревны, Франсиса Карко. Воспоминания его дочери и современников, изданные отдельной книгой. Очень хорошая книга о жизни и творчестве художника написана В.Я.Виленкиным. Альбомы с репродукциями его картин были у нас в стране всегда большой редкостью, но и они стали постепенно появляться в продаже. В общем, чем больше я узнавала о нем, тем мне было интереснее. И вот теперь появилась возможность впервые вживую увидеть его работы. Пусть даже для этого нужно было приехать в Москву. Но оно того стоило!

Очень понравилось, что на выставке представлено много рисунков художника. Их практически не печатают в художественных альбомах. Тем интереснее было познакомится с этой гранью его творчества. Еще понравилось, что представленные здесь портреты - своеобразные и неповторимые - охватывают большой временной промежуток и поэтому выполнены в разной манере. Чувствуется творческий путь и поиск своего пути. Единственное, что немного огорчило, что было мало его "ню" - всего четыре. Но это я уже привередничаю. :-))

Конечно, фотографировать на выставке было нельзя, так что репродукции взяты из интернета, а текст к картинам и рисункам, который выделен курсивом - из каталога выставки.

1. Портрет Мориса Дрюара (1909)



Морис Дрюар (1886 - 1915) - скульптор, учился в Школе изящных искусств вместе с Константином Бранкузи. С Модильяни они составляли тесную дружескую компанию...

2. Обнаженная, сидящая на земле. (около 1908)



Двадцать семь рисунков, включенных в экспозицию, дают представление о разных периодах творчества и разных гранях дарования Модильяни-рисовальщика.

3. Стоящая женщина, в фас. 1908



4. Мод Абрантес (?) в кровати, пишущая (1907-1908)



В рисунке запечетлена, как принято считать Мод Абрантес, с которой Модильяни познакомился в конце 1907 года, в мастерских на улице Дельта. Молодая женщина, увлекавшаяся рисованием, посещала вечера в этой "колонии художников" созданной на Монмартре Полем Александром.

5. Коломбина в пачке, штанах и шляпе. 1908



6. Портрет Жана Александра. 1909



Жан Александр - брат первого покровителя Модильяни, молодого врача Поля Александра. ... В этом портрете Модильяни продолжает своеобразный диалог с Сезанном - поза персонажа напоминает знаменитых курильщиков.

6. На обороте: Сидящий обнаженный



Изящный этюд обнаженного мальчика на обороте сочетает поэтичность старых мастеров с изысканностью символизма и модерна. (Правда, я бы сказала, что это девочка, но искусствоведам виднее).

7. Портрет Константина Бранкузи. 1909



Константин Бранкузи - скульптор румынского происхождения, представитель Парижской школы. Именно под влиянием Бранкузи Модильяни начал с 1910 года серьезно заниматься ваянием.....

8. Портрет Поля Александра. 1909



Доктор Поль Александр был близким другом и покровителем Модильяни; Он один из первых стал собирать произведения художника.....

9. Поль Александр. 1911



10. Амазонка. Этюд. 1909



В костюме амазонки изображена баронесса Маргерит де Асс де Вийе, подруга Жана Александра, брата Поля Александра...

11. Анна Ахматова на трапеции. 1911



12. Анна Ахматова, сидящая. 1911



.... Это произведение обладает особой ценностью в силу того, что в нем запечатлены черты Анны Ахматовой. По воспоминаниям самой Ахматовой, Модильяни подарил ей шестнадцать рисунков, из которых уцелел один (опубликован Н.Харджиевым в 1964 году); остальные погибли в годы революции. Между тем в 1993 году около десятка рисунков, происходящих из коллекции Поля Александра, были определены как изображения Ахматовой, в т.ч. два листа, показанные на выставке...

Два листа с изображением женских голов в профиль принадлежат к большой серии рисунков, которые служили этюдами для скульптуры...


13. Голова с шиньоном, в профиль. 1911-1913



14. Голова с шиньоном, в профиль. 1911-1913



15. Голова женщины. 1912



В 1910-1913 годах Амедео Модильяни со страстью и увлеченностью работал над скульптурными произведениями, забыв о картинах. Он был буквально заворожен сдержанной экспрессией искусства Африки и архаических культур, которые открывали для себя в ту пору многие представители авангарда...

15.а Кариатида. 1911 - 1912



16. Кариатида. 1913



Тема кариатид в картинах Модильяни тесно связана с его занятиями скульптурой в 1910 - 1912 годах.

17. Кариатида, стоящая на коленях. 1911-1913.



18. Кариатида, в фас. 1911-1913.



19. Стоящая обнаженная, в фас. 1911-1913.



20. Обнаженная со скрещенными руками, в фас. 1911-1913.



21. Гермафродит, стящий в профиль. 1911-1913.




22. Портрет женщины с рыжими волосами. 1915



В год создания этого портрета Модильяни постепенно осваивает прием, которые станут характерны для его творческой манеры...  Схематизм и обобщенность в трактовке черт лица, так же свидетельствуют о влиянии скульптурного подхода к живописи...

23. Сидящая обнаженная. 1914



24. Сидящая ображенная. 1918



Если в изображении сидящей Ахматовой (№12) мы отмечаем уверенно подчеркнутый и "ломкий" контур фигуры, то в двух листах из группы "обнаженных, относящихся к более позднему времени, раскрываются иные грани в трактовке темы: плавно круглящиеся линии в рисунке 1914 года и деликатный линейный очерк, построенный на тончайших модуляциях, - в работе 1918 года.

25. Портрет Пабло Пикасо. 1915



Впервые Пикассо с Модильяни встретились в 1906 году на Монмартре. Молодой итальяниц стал свидетелем зарождения искусства кубизма и не без влияния "демонического испанца" увлекся африканским искусством. Вновь сблизились они в середине 1910-х уже на Монпарнасе, когда оба мастера вели новый творческий поиск - Пабло отходил от кубизма, а Амедео вырабатывал принципы своего "канонического" индивидуального стиля....

26. Портрет Хуана Гриса. 1915



Ко времени создания портрета испанец Хуан Грис (1887 - 1922), переехавший в Париж еще в 1906, успел прославиться среди художников как мастер синтетического кубизма, соратник Пабло Пикассо. С Модильяни они сблизились в середине 1910-х, когда вместе работали в мастерских "Бато-Лавуар"....

27. Сидящая женщина со скрещенными руками. 1916



28. Мадам Помпадур. 1915



В ироничном образе знаменитой фаворитки Людовика XV Модильяни изобразил свою возлюбленную, англичанку Беатрис Хастингс, с которой он познакомился в 1914 году. Творческая и разносторонняя натура она занималась журналистикой, поэзией, теософией. Модильяни никогда не льстил Хастингс в портретах, не приукрашивая ее небольшие глаза или сжатый рот. Среди многочисленных ее изображений эта работа занимает положение парадного портрета, где она выглядит надменной и неприступной в одной из своих "немыслемых шляпок"....

29. Портрет Пинхуса Кременя. 1916



Выходец из Литвы скульптор Пинхус (Павел) Кремень (1890 - 1981) оказался в Париже в 1912 году и поселился в знаменитых мастерских "Улей" - неподалеку от Монпарнаса. Его дружеский круг составляли Сутин, Шагал, Леже и Модильяни. С Амедео они прошли сходный путь в искусстве, примерно в одно и тоже время перейдя от скульптуры к живописи....

30. Портрет Жака и Берты Липшиц. 1917



Жак Липшиц (1891 - 1973), скульптор родом из Литвы, вошедший в число мастеров Парижской школы. Он познакомился с Модильяни в Сите Фальгиер около 1912 года, когда Амедео со страстью осваивал мастерство скульптора. В лиричном парном портрете Модильяни запечатлел своего друга вместе с молодой супругой сразу после свадьбы...

31. Портрет Леопольда Зборовского. 1916



Польский поэт и интеллектуал из Кракова Леопольд Зборовский (1889 - 1932) перебрался в Париж накануне Первой мировой войны и сразу вошел в круг художественной богемы. Торговля картинами была для него почти вынужденным занятием, однако в истории Зборовский остался именно как друг и покровитель признанных в будущем гениев, в особенности Модильяни. С художником он познакомился в год создания этого портрета. Молодого и амбициозного владельца новой "домашней" галереи Модильяни запечатлел беспечным и независимым.

32. Портрет Леопольда Зборовского. 1917-1918



Портрет - один из серии изображений Зборовского, созданных Модильяни, - относится к периоду, когда торговец картинами стал для художника больше чем просто маршаном-покровителем. В это время Модильяни нередко впадал в состояние отчаяния и безысходности, а Зборовскому не всегда сопутствовала коммерческая удача. Для художника он превратился в бескорыстного друга, несмотря на нужду изо всех сил старавшегося оказать помощь и поддержку. В этой работе Модильяни наполняет его образ добротой и участием.

32а. Портрет девушки. 1917-1918



33. Сидящий мужчина со скрещенными руками. 1916



Характер композиции и "оранжировка" листа..... - все говорит о глубоко прочувствованных и творчески осмысленных уроках Сезанна.

34. Мужчина в профиль, сидящий за столом. 1916



Эта беглая зарисовка мужчины, сидящего за столиком с рюмкой, переносит нас в ту атмосферу "артистических" кафе (вроде знаменитой "Ротонды"), где собиралась парижская богема. Именно в такой обстановке возникали многие натурные наброски Модильяни портретного характера.

35. Мужской портрет. 1917



На примере этого рисунка легко проследить, как художник строит изображение, не копируя черты лица, а находя то, что можно назвать знаком глаз, знаками носа, усов, рта, ушей. Связная система этих абстрагированных форм и составляет неповторимо индивидуальный портретный образ.

36. Лежащая обнаженная на белой подушке. 1917



Изображения обнаженной женской натуры, созданные Модильяни в 1917-1918 годах, стали для него новым опытом поиска пластичности и гармонии, взаимодействия цвета и света, незаметных оттенков настроения, высказанных вечным языком человеческого тела. Обращаясь к многовековой традиции "ню" - от древности до Эдуарда Моне, - он пытается определить непреходящую ценность прекрасного с дыханием своей эпохи, когда красота стала открытой и, порой, вызывающей. Недаром поводом к скандальному закрытию первой персональной выставки Модильяни в галерее Берты Вейль в 1917 году стали именно его "Обнаженные".


37. Лежащая обнаженная (Большая обнаженная). 1917



38. Обнаженная с ожерельем (Обнаженная с закрытыми глазами). 1917



39. Голубые глаза (Портрет Жанны Эбютерн). 1917



Образ возлюбленной Модильяни, сопровождавшей его три последних года жизни, сохранился в десятках созданных художником полотен и рисунков. Лицо, силуэт Жанны стали неисчерпаемым источником для создания возвышенных, троготельно-наивных или трагических по настроению произведений...

40. Девочка в черном переднике. 1918



...Модильяни любил и понимал красоту таких бледных и уставших "детей города". Он точно передает безвольный наклон головы и жест неловко, как у куклы, висящих рук, подчеркивая покорность судьбе ранимого существа.

41. Мать с ребенком. 1916



В современной трактовке вечной темы материнства просвечивают культурные пласты: и образы Мадонны с Младенцем позднеготической эпохи, и африканские ритуальные маски.

42. Сидящая молодая женщина со сложенными руками. 1918



В женских портретах 1918-1919 годов, Модильяни довольно часть помещает модели, одетые в темные платья, на холодном фоне, как будто подчеркивая теплый, но бледный тон лица и рук и отчужденность окружающей человека среды....

43. Портрет дамы с ожерельем. 1918



44. Мари. 1918



Модильяни нередко позировали угловатые и застенчивые, не привыкшие к работе натурщицы модели "с улицы". В облике цуплой девушки, почти девочки, с болезненным румянцем на лице и трогательно сившимся на сторону бантом художник сумел заметить сильный характер и недетскую жесткость взгляда.

45. Женщина с рыжими волосами в рубашке. 1918



Картина завершает большой ряд изображений обнаженных и воспринимается как прощание Модильяни с любимым жанром. В камерном и трогательном, намеченном мягкими и трепетными мазками женском образе можно почувствовать созвучие с настроением работ Пьера Огюста Ренуара. Модильяни встретился с престарелым мастером-импрессионистом в год создания этого произведения и, возможно, вдохновился некоторыми его работами.

46. Маленький крестьянин. 1918



Время от времени Модильяни возвращался к диалогу с творчеством Сезанна, потрясшимхудожника более чем за десять лет до создания этого произведения. Его простоватый и коренастый, сосредоточенно позирующий герой выглядит родным братом крестьян с картин "отшельника из Экса". Колорит работы тонко обыгрывает цветовую гармонию сезанновских портретов.

47. Женский портрет. 1918



В поздний период творчества Модильяни тип графического, чаще всего карандашного, портрета как самостоятельного вида искусства приобретает отточенные формы. Таковы "Женский портрет" и "Портрет Блеза Сандрара" из собрания ГМИИ им.Пушкина.

48. Портрет Блеза Сандрара. 1919



Поэт Блез Сандрар был видной фигурой в среде парижской богемы; он познакомился с Модильяни в 1913 году, в "Улье"; между ними установились дружеские отношения. По замечанию Сандрара, у каждого писателя был тогда "свой" художник. Именно Модильяни числился у Сандрара среди "своих", наряду с Леже и Шагалом.

49. Портрет доктора Франсуа Брабандера. 1919



Излюбленный прием женских портретов Модильяни - удлиненная шея - в изображении мужчины превращается в иронично-гротескную деталь, подчеркивающую элегантность денди, доведенную до абсолюта. Заштриховав глаза модели, художние подчеркнул закрытость персонажа, словно носящего маску внешних приличий.


50. Портрет музыканта Марио Варвольи. ок.1920



Как свидетельствует надпись на листе, рисунок был исполнен в канун или в первые дни нового (1920) года, то есть за несколько недель до смерти художника. Таким образом, этот этюд, как и связанный с ним живописный портрет (из бывшего собрания Франца Мейера, Швейцария), относится к числу последних произведений Модильяни.

51. Портрет Люнии Чековской. 1919



Одна из наиболее часто позировавших Модильяни в последние годы моделей принадлежала к интеллектуальному "польскому кругу" Деопольда Зборовского. Кажется, что плавное "течение" струящихся вертикальных линий ее силуэта могут прервать только края полотна. Пламенеющий цвет стен и теплый тон мебели красного дерева оттеняют аристократическую бледность лица модели.

52. Портрет Жанны Эбютерн. 1919



С рождением дочери образ Жанны Эбютерн наполнился для Амедео домашним покоем и задумчивостью. В их последнюю зиму Модильяни чаще всего изображал возлюбленную в камерной, уютной обстановке, как будто пытаясь удержать безмятежность счастливых мгновений. Семейное ложе и сложенные руки женщины, ждущей второго ребенка, кажется, не позволяют поверить в трагедию, которой суждено было случиться совсем скоро.

P.S. Амедео Модильяни умер 24 января 1920 года (в возрасте 36 лет) в парижской больнице от воспаления легких. На следующий день Жанна Эбютерн, будучи на восьмом месяце беременности, не в силах пережить его смерть, выбросилась из окна своей квартиры.

P.P.S Вот такая выставка...
Tags: Выставки, ГМИИ им. Пушкина, Модильяни, Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments